Солдат Вселенной
Я привык бродить один И глядеть в чужие окна, В суете немых картин Отражаться в мокрых стёклах.
Не перестаю удивляться насколько Вселенная справедлива. Вспоминаю, как наш тренерский цех покровительственно похлопал по плечу Карреру после визита "Спартака" на "Энфилд". И тут же начал получать ответки на уровне клубов и сборных. Сначала совсем не гений атаки "Атлетико" разметал Сёмина, а теперь в пыли сборная Черчесова.
Я не люблю танцевать на могилах врагов, но конкретно в случае сборной испытал какое-то "дежа вю", не только потому что Саламыч уже был нашим тренером, но и потому что имеет шанс стать им вновь. Кроме того, сборная для меня не дурацкая общественная нагрузка, и я понимаю, что движет тем же Джикией, пытающимся ускорить своё восстановление, чтобы успеть принять участие в мундиале.
"Только Россия и Спартак", на мой взгляд, правильный лозунг. Поэтому заглядывать в чужие окна я буду не с позиций бессмысленности пауз на национальные сборные. И постараюсь не учитывать клубную принадлежность игроков. Я вообще не хочу обсуждать игроков, их уровень давно известен и разговор о них излишен. Других у нас нет. Да их никогда других и не было, это поколение не хуже прежних.
Мне хотелось бы узнать, Что вас ждет И что тревожит ваши сны. Но вот опять приходит ночь, И день напрасно прожит.
Вообще эпопея со сборной после Хиддинка достойна экранизации каким-нибудь Звягинцевым или Серебренниковым. Деградация и разрушение в ней имеют вполне апокалиптические свойства. Психологическая деградация победителей с Адвокатом, дистанционное управление Капелло, эксперименты и экскременты Слуцкого и наконец бурное разложение с Черчесовым - этот ряд вполне в духе постмодернистского киберпанка. Только чадящего Новогорска не хватает, а напротив, вся инфраструктура вокруг сияет новизной, какой страна толком и не знала до сих пор в футболе.
Два года назад у нас времени построить сборную было куда больше, чем для стадионов. Казалось, что футбольному Краснодару точно удастся получить в авральном порядке несколько матчей мирового первенства, потому что многие стройки вызывали тоску и недоумение. С командой же все выглядело намного проще, ушли постаревшие герои нулевых, которым совсем немного удачи не хватило до натурального триумфа, когда на их пути встала восходящая звезда "красной фурии", но повзрослели и заматерели новые.
Нет, два года назад мы не знали фамилии бомбардира Заболотного или латераля Рауша, но и без них имен хватало. А в эти два года резко выросли Зобнин с Головиным, сверкнули Миранчуки и Кузяев, обрел долгожданную стабильность Смолов. Оставалось малое - набрать в сугубо оборонительной лиге защиту, организовать доставку мяча в переднюю линии, сбалансировать их усилия и слепить банду из 25 человек.
Мы устали от потерь, А находим слишком редко. Мы скитались, а теперь Мы живем в хрустальных клетках.
Вы знаете полный состав нашей сборной? Я не знаю. Можно ссылаться на невезение и нелепую систематику травм, но везёт тому, кто везёт. А тут явно не везёт. У него в руках ломается всё и все. Тот же Зобнин на второй круг пошёл. А то, что не ломается, из рук выпадает. Тот же Дзюба куда одареннее Погребняка, на которого делал ставку Гуус, но его у Черчесова нет. А на замену ему вызывается даже не столб, а необработанное бревно, от которого мяч отскакивает в зависимости от того, в какой сучок попадёт.
Я уж не говорю о набившей оскомину проблеме Денисова. Может быть, и нет в игровой схеме Саламыча ему места, да только в сборной он отсутствует совершенно по другой причине, которую все знают. Нисколько не пытаясь быть судьёй в их споре, я хочу спросить, как можно надеяться на создание единого коллектива человеком, который, перешагнув полтинник, выносит свои обиды в публичную плоскость.
Говорят, Эйнштейну принадлежит мысль, что если продолжать добиваться невозможного, то когда-то наступит критическая масса событий и произойдёт великое открытие. Не знаю, если время не ограничено, то, может быть, это и работает. У Черчесова почти никогда не было столько времени, потому что он в силу особенностей своего характера доводил или болельщиков, или руководителей, или футболистов до белого каления везде, где трудился.
И теперь чужая радость Не осушит наших слез, И нам осталось Только ждать, какая малость, Звать того, кто не придёт.
В прошедшем ноябре исполнилось 40 лет, как я болею за "Спартак". Я начал до Романцева, потому постоянные титулы не вызвали у меня привычки и в 90-е. Я умирал со скуки на террасе при многих тренерах нашего безвременья. Но лишь один заставил меня уйти с трибуны, участвовать в огнях фанатья и полезть с советами к руководству клуба. Летом исполнится ровно 10 лет, как болельщики вышвырнули Черчесова из клуба, надеясь никогда его больше не увидеть во главе своей команды.
Он закончил карьеру Титова, чуть не похоронил Павлюченко и превратил постоянного претендента на победу в разболтанного середняка. Наверное, можно вспомнить и какие-то его достижения в других клубах, но у нас в стране его команда никогда ничего так и не выиграла. И вот эту безнадегу он и принес в сборную. Парни говорят, что у них там хорошая атмосфера. На тим-билдингах тоже весело, только толку от них ноль. Коллектив создается ощущением даже не возможности, а неминуемости достижения цели. А какая цель у Черчесова?
Если задачей этой команде ставится выход из группы с Саудовской Аравией и Египтом, даже с учётом Салаха, я не могу считать это своей командой. Потому что видел сборную, убитую горем после ничьей с Польшей, поставившей крест на полуфинале в 82-м. А там, кстати, был блистательный Бонек. Я помню опущенные глаза своих игроков, проигравших в финале Голландии с Гуллитом, ван Бастеном и Райкаардом. Обыгранной до этого в группе, между прочим. Я вместе со своей сборной переживал взлёт великой команды Хави и Иньесты, подбадриваемый со всех сторон иностранцами в Вене, пришедшими тогда болеть за наших пацанов. Потому что влюбили они в себя и заставили поверить многих в возможность той победы.
Трудно ждать, себе не веря, Все стерпеть ещё труднее. Зажгите свет, откройте двери, Быть может, мы ещё успеем,
Сегодня я не верю даже в победу над Саудитами, и это невозможно терпеть. Бессмысленный перебор сочетаний игроков уничтожает любые надежды. Мы уже ничего не успеем. У нас было два года, мы могли провести любые административные решения, чтобы создать единый коллектив, но его нет. И когда вы говорите о травмах, вспоминайте, что фамилия Джикия всерьёз стала восприниматься лишь прошлой весной, а Кокорина из ночных клубов вытащил Манчини ещё позже. Так что их отсутствие ни с какой стороны не может быть оправданием броуновского движения в майках сборной.
Есть сейчас такое модное слово в футбольном анализе - баланс. Вот попробуйте оценить, насколько сбалансированы скорости игроков разных клубов в команде страны. Кстати, именно в сборной я отчётливо увидел результаты работы Карреры. Когда против главного, на мой взгляд, фаворита предстоящего чемпионата - Бразилии - вышли пятеро красно-белых, стало заметно, насколько быстрее принимаются и исполняются решения нашими игроками. Головин быстрее бежит, Миранчук быстрее работает с мячом, Смолов быстрее освобождается от опеки. Но насколько медленнее они думают и понимают друг друга. И их комбинация против французов, изящная и нестандартная, когда чудом потащил Льорис, больше походила на работу в квадрате, чем на подготовленный на тренировках розыгрыш.
Наши работяги почти час справлялись с пентакампеонами, но если каждый отобранный мяч тут же теряется из-за недопонимания группы атаки, то, конечно, придут усталость и ошибки. Куда менее цельная Франция добилась своего куда быстрее, потому что и в обороне исчезла эта скорость принятия решений. При этом Дешаму ещё предстоит тонкая настройка своих звёзд, а бразильцы уже выглядят, как готовый механизм. Помешать им выиграть может только Испания. Ну или собственная традиционная безалаберность, хотя сейчас от неё нет и следа. Но мы же их знаем, эта пуля прилетает им в голову всегда неожиданно.
Быть может, мы ещё услышим Грохот льдин в реке, и я из дома вышел И увидел - я один, и только Снег на крышах.
У любой нынешней серьёзной команды есть в центре поля свой камертон, по которому остальные сверяют своё звучание. И в "Спартаке" это Фернандо, в Питере - Паредес, у паровозов - Денисов. А в сборной - никого нет. Сделать его из Глушакова или Ерохина, а уж тем более из Кузяева и Зобнина - не получится. Они сами настраиваются по другим. И бегают впереди бесполезно Миранчук со Смоловым, вешают в пустые зоны Самедов с Комбаровым. А чтобы забить единственный мяч, Смолов минуту бежит, указывая пальцем Смольникову, куда ему доставить мяч.
Говорят, что нельзя делать выводы по контрольным матчам. Это чепуха, нельзя делать выводы по результатам, а вот по действиям их надо делать обязательно. И тогда нельзя не заметить, что уровень наших средних защитников опускается от их совместной работы. Футболисты центра поля, навязывающие свой рисунок на клубном уровне, в том числе и в Европе, в сборной начинают играть чуть ли не на отбой. А передняя линия оказывается на таком голодном пайке, что их и за реализацию не покритикуешь. Вот это всё и есть результат работы Черчесова.
Баранья упёртость в один-единственный игровой план, преданность единственной схеме и святая вера в собственную непогрешимость дают тот самый коктейль уныния и безнадежности, который и вызывает гнев и ненависть везде, где он работал и работает. Я уже слышал слова про строгость сзади и импровизацию впереди. И это уровень первой лиги. Максимум - команды-лифта, мечущейся в поисках собственного места. Но это точно не уровень национальной сборной.
И я бежал из ледяного плена, Слишком мало на земле тепла. Но я не сдамся, я солдат вселенной В мировой войне добра и зла.
Осталось чуть больше двух месяцев до начала домашнего чемпионата мира. И не осталось ни единого шанса на какое-то чудо. Потому что любое чудо, как и любая импровизация, долго готовится заранее. И сегодня становится абсолютно понятно, что мы это время уже упустили. У нас до сих пор нет понимания, за кого конкретно мы будем болеть, в какой футбол мы будем играть и на что мы можем надеяться.
У самого большого футбольного события в нашей стране, которое и представить-то было сложно, полностью забрали спортивную составляющую. Мы получаем какой-то шанс в плей-офф, только если займём первое место в своей группе, потому что со второго мы моментально попадаем почти гарантированно под каток нынешней Красной фурии, которая только что разметала Аргентину с рекордным для альбиселесты счётом. И где взять веру для победы над Уругваем?
Учитывая опыт Сочи, я склонен верить, что даже организаторы справятся со всеми своими задачами и сделают этим летом сказку для всех болельщиков. При желании мы всё это умеем. Будут толпы восхищенных иностранцев, улыбчивая полиция и море пива на наших улицах. Это счастливое лето будет у нас дома, в наших городах. Но для нас опять останется только зима и весна. Потому что во всем этом для нас не будет никакого спортивного смысла.
Футбольный праздник для всей планеты будет для нас со слезами на глазах.
И я обрушил тучи жгучих молний В этот мир молчания и льда, А на земле, как всегда, То зима, то весна...