12
- Нас что, под замком держать будут?
— Правила такие
Пока мы собираемся с душевными силами перед последним матчем первого круга, хочу поднять одну спорную тему. Спорная она для многих, а говорить о ней громко народ особо желанием не горит. А я попробую. Речь идёт о бойкоте кавказских выездов.
Я буду стараться уйти от политики, но окончательно от неё уйти не получится. Потому что в этом отказе она есть. Это секрет Полишинеля. Я не могу сказать, что эта идея казалась мне неправильной изначально, но это была другая ситуация и другая страна. Время идёт. И вот уже сегодня я увидел голосование на странице УЛЬТРАС НОВОСТИ † РУССКИЕ ФАНАТЫ*, где так или иначе этот бойкот поддерживали 20%, а так или иначе против было 65%. И что?
-А мы как-то руки раз… и всё.
— А Вы чего собственно хотите-то?
— Я хочу… ну хотя бы поговорить.
— Ну говори.
В этом отказе есть много всего. Есть совершенно непотребные камнепады Нальчика, ножи Владикавказа, охота на людей в Махачкале. И, конечно, там есть трагедия Егора и неприятный инцидент с Лёшей. Все мы это помним. Это только наши шрамы, без проблем других русских движей, ездивших на Кавказ. И это всё серьёзно, это всё было причиной. В большинстве случаев есть проблемы с поисками и наказаниями виновных. Многие условия так и не были выполнены. Это так.
Только с тех пор много воды утекло. И многое в этой стране поменялось. Ну, во-первых, из всех кавказских выездов осталось два. Это видно даже с террасы, на которой полностью отсутствует политика. И один из них как раз тот, на который ехать в эту субботу команде. Грозный. А вот там, с тех пор как стали проводиться матчи, как раз ничего такого и не случалось. Строгий дресс-код, ограничения по поведению в городе? Ну кто-то и в Дубае может нарваться на пятьдесят ударов палками, однако, гоняем туда и искупаться, и оттянуться. А во-вторых, немного изменилась ситуация там в принципе. И в некоторых вопросах люди на Кавказе большей частью опять стали не взрывоопасной окраиной, а форпостом Русского мира.
Вспомните, как летал за нашими парнями в Киев Кадыров. Как защитники Саур-Могилы по приколу ставили на трансляцию муэдзинов и обеспечивали этим передислокацию полков противника. Вспомните, как встречали чеченцев в Крыму в 2014-м. Какие отповеди прилетают из Грозного в адрес натуральных наших врагов на сегодняшний момент, дома Саудов. А потом зайдите на Манежную площадь и найдите там хотя бы послевкусие той самой лезгинки нулевых. Говорю ли я только про чеченцев? Нет. «Работайте, братья!» прилетело из Дагестана. А вчера там погибли ещё два полицейских.
Я не хочу поднимать здесь сложную национальную тему. Я даже не хочу касаться темы имперской. Я хочу коснуться только русскости. Русские никогда не были мстительны и надменны. И Скобелев останавливался, и народ кормил пленных немцев. И мне кажется, что если не пришло время прощения, то точно пришло время примирения. Сначала тихого, которое не стоит тревожить даже словом. Потом подвести итоги и закрыть темы. И лишь потом найти виновных. Может, даже не для наказания, для того, чтоб это всё не повторилось.
- Никак не могу понять, кого Вы здесь называете дикарями? Я вот тоже, например, с Кавказа. Это что, Шота Руставели дикарь? Пиросмани дикарь, да? Сергей Параджанов, Данелия? Кого Вы называете дикарями?
— Я не о Шота Руставели говорю, а об ублюдке, который отца убил.
— А я говорю о себе, потому что я тоже с Кавказа. И я здесь в Москве закончил институт, а зовут меня здесь «чурка». А я не чурка, я хирург. Я врач, я клинику свою имею.
Рядом с нами живут те же кавказцы. Они не только там, они и здесь. Многие из них золотом вписаны в нашу историю. Багратион, Хачатурян, Гамзатов… среди них есть учёные, меценаты. Просто вот такие хирурги, инженеры, юристы.. кто угодно. Да, всё ещё есть проблемы с их «золотой» молодёжью, но эти же проблемы есть и с нашей. Это поколенческая проблема, а не национальная. Она была, пока мы сами, их старшие братья, спивались и были слабыми. Мы зашнуровали свои берцы и встали. У нас полно врагов. И они стоят рядом с нами сейчас.
Это очень русская история. «Здесь вообще всё очень русское, не Гарвард». Стоять сейчас в этих требованиях до конца — это идти на конфликт. Это внутренний конфликт, который точно не нужен России, какой бы вы её в будущем ни представляли. В заглавном фильме есть и другая точка зрения. «Не переживай, мальчик, на тебя этой войны тоже хватит». Только говорит её персонаж, которому точно никакая Россия не нужна. Его «партнеры» уже объяснили ему, что её вообще нет. Есть какая-нибудь Московия или что-то такое. Так, может быть, хватит этой войны? Как объяснить, что она гражданская? В ней победить нельзя, её можно только закончить.
Кавказ наши предки воевали не меньше, чем Крым. Да, там нет Херсонеса. Но там есть загадочная Тьмутаракань. И древний Дербент. Там столько загадок, что как бы нам не промахнуться, упрощая сейчас и так совсем уже упрощённую собственную историю.
Но мы же про футбол. А с футболом всё ещё проще. Команде надо победить и команде нужна поддержка. Везде, на Кавказе тоже.
Меньше всего я хочу учить движ или его важнейшие составные части. Парни взрослые, сами примут решение. Но вот только не участники наших коллективов могут тоже принимать решения. Могут и должны.
Принимать решения — это вообще очень по-мужски.
Если хочешь лететь, лети — путь свободен. Хочешь остаться — оставайся. Только решай это сам. Никто за тебя это не сделает.
* — на момент написания статьи.