top of page

Начало


Какой самый живучий паразит? Бактерия? Вирус? Кишечный глист? Идея. Она живуча и крайне заразна. Стоит идее завладеть мозгом, избавиться от неё уже практически невозможно. Я имею в виду сформировавшуюся идею, полностью осознанную, поселившуюся в голове.

Меня обвинили в провокации. Меня обвинили в незнании фактов, в эмоциональности, в спартаковском сектантстве и ещё в массе нелицеприятных качеств. Ну что на это сказать? Значит «Плутовство» я написал не зря. Первое обвинение принимаю, остальные — нет. Но и первое для меня приемлемо вполне себе относительно. Я люблю этот фильм называть калькой английского названия — «Хвост виляет собакой». А заметку назвал «Плутовством». Потому что это и было плутовством.

Впереди долгое межсезонье. О чём писать? О трансферах, схемах, тренере, товарищеских матчах? Ну что-то об этом написать будет можно, но это очень узкие темы для трёх месяцев паузы. Именно для этого и понадобились плутовство и «Плутовство». Это был пролог. Я не отношу себя к тем людям, которые постоянно борются против чего-то, и уж тем более не против всего сразу. Любое препятствие это новые возможности. Я не могу бороться против неизбежного, а если чего-то можно избежать, то надо понимать, как это может получиться. И если даже цель прячется за горизонтом, но есть ясная дорога к ней, я пойду по ней. Предлагаю прогуляться вместе, по пути обмениваясь мнениями. Всё, что для этого нам понадобится, это терпение. Вот его надо будет много, потому что дорога часто бывает скучной. Свойство у неё такое.

Принято считать, что деньги решают всё. От денег зависит наше настоящее, на деньги мы строим будущее. Это не так, смешно это доказывать спартаковским болельщикам. Федун вложил в «Спартак» собственных денег сравнимо с деньгами Абрамовича в «Челси». У них разное футбольное настоящее. А какое у них будущее, зависит не от их нынешного финансового состояния. Не знаю, что приносит счастье, но это не деньги. Не их недостаток и не их избыток. Вчера ты был крупным энергетиком и контролировал целый регион с миллионами людей, а сегодня уговариваешь банкиров, чтобы они дали тебе достроить торговый центр. И вовсе не потому, что ты плохой менеджер. И даже не потому, что у тебя или есть идеи, или их нет. А просто потому, что ты либо понимаешь, что идеи нужны, либо не понимаешь. И если твоя идея просто деньги, то на твоём пути попадётся тот, кто осуществит свои идеи. Иногда на твои собственные деньги. И если у тебя есть деньги, но нет идеи, а ты понимаешь, что она нужна, ты найдёшь того, у кого она есть. Вот для этого могут понадобиться деньги. Инструмент твоего будущего.

Нам придётся купить весь бизнес-класс. И заодно купить борт-проводницу. — Я купил авиакомпанию. Решил, так проще.

Когда кто-то рядом покупает Халков и Витцелей или судейскую коллегию РФС, нас начинает корёжить от несправедливости. Когда заканчиваются Халки и судьи, нас точно так же корёжит от радости. Всё это не имеет значения, всё это не про нас, а про них. Надо только радоваться, что за 10 лет они так и не купили идею. Точно так же, когда наши футбольные власти ставят целью распил при строительстве стадионов и инфраструктуры, а заодно и спортивного вещания, говорит только об отсутствии у них цели. Да, для команд, достижения которых можно было посчитать на пальцах одной руки, золото чемпионата может выглядеть целью. А для нас такая победа просто результат. Конечно, за 15 лет без титула этот результат может быть и желанным, и долгожданным, но он будет двадцать вторым. Лично для меня он будет тринадцатым, я болею с Бескова. И у меня много друзей, у которых их больше на их белельщицком веку.

Так что давайте подумаем пошире, не только о нас, а обо всём русском футболе. Например, о том, как сделать так, чтоб на стадионы приходило не 6800 человек, а так, как ходит на нас. Например, для начала. Только пусть теперь это будет не на «Спартак», а на всех. Чтобы матчи низших лиг тоже собирали полные стадионы, пусть маленькие, но полные. Давайте подумаем, как добиться того, чтобы наши футбольные матчи собирали телеаудиторию, сравнимую с Малаховым и «Голосом». Что нужно сделать, чтобы собирались у телевизоров и шли на стадионы не немногочисленные отцы, а семьи в полном составе? Вы уверены, что этого можно добиться инстаграммом Тины или новым галстуком Черданцева? Или вы уверены, что этого добиться вообще невозможно?

Сны кажутся реальными, когда мы в них. Только проснувшись, мы понимаем, что что-то было не совсем обычным. Ответь мне на такой вопрос. Мы никогда особо не помним начало сна, ведь так? Мы всегда оказываемся прямо внутри того, что происходит.

Чтобы заразить пацана футболом, надо сделать из него футболиста. Нет, я не говорю, что все должны стать профессионалами, но все они должны в него играть. Из кого-то получится Мацуев, из кого-то — Карякин. Но если они в детстве гоняли мяч, то не смогут от этого излечиться, даже играя на фортепиано или в шахматы. А вот если они играют в футбол хотя бы во дворе, то им станет критически важным посмотреть, как это делают по-настоящему, мастера. А если он ходит в футбольную секцию и участвует хотя бы даже в городских или районных соревнованиях, рядом с ним сядут его мама, бабушки и дедушки. Это касается любого вида спорта, просто футбол по-прежнему остаётся самым популярным, а потому и самым притягательным. И доступен он практически каждому, независимо от материального положения, физических кондиций и интеллектуального развития. Это та самая идея равенства, которая так притягательна для любого человека.

Вот для этого пацана должны открываться спортшколы и кружки. И если его туда не приведёт мама или отец, то он придёт туда за компанию со своими друзьями. И заболеет. А когда заболеет, он сам станет вирусом и понесёт его дальше. В семью, в класс, во двор. Моя дочь, будучи подростком, узнала, что её отец из активных болельщиков «Спартака». Возраст был ещё детский, устоявшихся вкусов не было, сёминский «Локомотив» выигрывал чемпионаты и класс склонялся к их цветам. Я отвёл дочку с её подругой на нашу террасу. Спустя два месяца к нам пришла половина её класса. И многие там остались. Дети — это сухой хворост, там достаточно поднести спичку. Им надо просто заронить эту мысль.

Вот с этих детей всё и должно начинаться. И фильм, к которому я провожу аллюзию сегодня, тоже не называется в оригинале «Start» или как-то так. Но начинать с чего-то надо, и это начало должно быть основой всего. Популяризацию спорта надо начинать не с шоу или с высоких достижений, а с крупиц, бережно высаженных в каждой семье. И если ребёнка трудно увлечь подтягиваниями или отжиманием, то надо увлечь его игрой. Вырастить новую реальность можно только с новыми людьми, а новых людей легче вырастить из детей, а не из взрослых.

Дети не могут расти без игр, а мы не можем без детей.

Но игры должны быть настоящими, не виртуальными. Как и дети.

Реальности теперь для неё будет мало.

bottom of page