top of page

Бойцовский клуб


Суть бойцовского клуба не в победах и поражениях. Слова тут пустой звук. Истеричные выкрики на неведомых языках, как в церкви пятидесятников. После боя проблем меньше не становилось, но тебе на них было начхать. Каждый чувствовал, что возродился.

Закончен очередной бой. Адреналин начинает скатываться и наступают усталость и спокойствие. Это привычное чувство для болельщиков старого поколения, хотя для огромного количества наших фанатов всё это впервые. Но те, кто болеет давно, знает, что за этим днем наступают будни с массой проблем и задач. Перед командой сейчас встанут проблемы комплектования на новый сезон. Болельщики начинают кроить свои отпускные планы и проверять визы, чтобы запланировать три поездки в Европу осенью. Идёт переосмысление бюджетов — и клубного, и нескольких тысяч домашних.

Эта обыденность и есть возрождение. Эта привычная нам раньше суета вернулась. Вслед за нервным апрелем пришёл праздничный май и с первых чисел изменил нас. Мы теперь другие. Можно успокоиться и посмотреть вперёд другими глазами. Глядя на то, как выглядели в этом сезоне в Европе Ростов и Краснодар, можно готовить себя к любым задачам. И перестать думать категориями последних лет. Вспомнить, что у нас даже с «Реалом» равенство по исходам. А были ещё и «Ливерпули», «Аяксы» и «Арсеналы». Отвага это то, что преодолевает страх. Тогда останутся расчёт и вера в себя.

Эй, ты создал меня. Ты создал никчемное альтер-эго для повышения тонуса, так ответь за это.

Мы записали очередной победный сезон в свою историю, двадцать второй победный сезон. После 91-го года мы остались без конкурентов. Сами подумайте, у нас чемпионских титулов столько же, сколько у остальных клубов Премьер-лиги этого сезона вместе взятых. Для дерби мы взяли врага из хоккея, но остальные записались в наши «принципиальные» сами.

Мы сложили своё чемпионство в «снежном дерби» 2002-го года, а вернули только почти 15 лет спустя. И к нам никто не приблизился. Но до сих пор для каждого клуба Премьер-лиги один из важнейших матчей сезона — домашняя игра со «Спартаком». В этом сезоне три такие игры мы проиграли, две по делу и одну по мнению Иванова. Но мы в этом сезоне забили на выезде больше всех. И это тоже стало очень важной частью результата, как и апрельские победы над обоими прямыми конкурентами. Даже более важной, потому что конкуренты у нас были математические, а битвы на огородах огромной страны вполне реальные. Более того, некоторые эти битвы продолжались и на нашем стадионе, а мы опять били. Иногда через не могу, но ни разу просто «забирая своё».

Преодолеть страх. Отсечь лишнее. Отвергнуть все, что не имеет подлинной ценности. И скользить.

Мы преодолели страх, отсекли лишнее и отвергли всё то, что не имело подлинной ценности. Парни, многие из которых были биты всей своей карьерой, нашли в себе силы отбросить все стереотипы, перестали думать о себе, как о простых работниках. Их ярость и желание победы чувствовались в каждом эпизоде каждого матча. И поэтому они в итоге получили аншлаг на матче против аутсайдера. Мы поверили им, мы все встали рядом с ними. Поэтому когда этот бой закончился, они пришли разделить эту радость вместе с нами.

В эти победные дни накануне дня Великой Победы всё оказалось уместным и своевременным. Глядя на счастливые лица наших болельщиков, и парни из оцепления вскидывали руки в приветственном жесте. Потому что радость была честной и искренней. Эту радость не в состоянии омрачить никакой эпизод. Мы били весь сезон настолько уверенно, что оставляли соперникам только математику. И эта безнадежность убила их.

Я нашёл свободу. Утрата всяких надежд была свободой.

Мы не дали шанса соперникам. Команда выходила на каждую схватку собранной и заряженной на борьбу. И пропуская нокдауны, она вставала и вновь била. Мы перестали надеяться на чудо и отняли надежду на чудо у наших оппонентов.

Если бы я придумывал сценарий нашего возвращения, то я бы придумал нечто подобное. С первого тура, вколачивая других в газоны, мы шли первыми весь сезон. И они по очереди сдавались. Каждый забитый гол в наши ворота становился чудом, даже если он уже не приносил результата. И в какой-то момент у них появилась обреченность, потому что даже пропуская двоечку за минуту, мы вставали и снова доказывали, что надежды нет.

К черту совершенство. Не надо его добиваться. Надо развиваться. Пусть фишки ложатся как ложатся.

Мы не жили химерами и мечтами. Наше тотальное доминирование не выражалось стилистически или статистически. Мы не хотели быть лучше в каком-то компоненте игры. И если фишки ложились для нас неудобно, мы опрокидывали стол и всё равно решали исход.

Мы впервые выиграли чемпионат, поменяв тренера по ходу сезона. И когда играли с аутсайдером пятками, наш босс отказывался поздравлять с победой. Потому что во всем этом ходе событий не было места пижонству. Наша победа — на выжженых полях наших соперников, политых нашим потом, кровью и слезами. И в этой тотальности и была наша красота. И только теперь можно понять, как это было чудесно.

Ты то ласкаешь меня, то топчешь ногами, то любишь, то ненавидишь, открываешь мне душу и делаешь из меня посмешище — я похоже описала наши отношения, ТАЙЛЕР?!

Эта победа вывернула все наши чувства наизнанку. Многим из нас казалось, что всё было слишком просто и очевидно. Это так и было, но только без слова «слишком». И истерика от этой простоты охватывала всех, кого она касалась. Врагов, комментаторов, экспертов, некоторых болельщиков. Многие боялись очевидности.

Уже не надо бояться. Мы вернулись. И те, кому это не по нраву, всё равно будут приспосабливаться. Потому что мы вернулись по праву. И нам всё равно, что вы будете говорить об этом.

В этом наша природа. Природа победителей.

После драки всё остальное как будто звучит слишком тихо в жизни. Ты можешь справиться, с чем угодно.

bottom of page