Молчание ягнят
Мы редко готовим себя к трудностям, прогуливаясь на природе — в лугах или на усыпанных гравием аллеях; обычно мы делаем это в последний момент, в каких-нибудь тесных и темных помещениях без окон, в больничных коридорах, в комнатушках вроде этой, с видавшей виды кушеткой и пластиковыми пепельницами с рекламой «Чинзано», с занавесями ядовитого цвета, закрывающими не окна, а голые бетонные стены.
Наступает самый сложный период для нашей молодой команды. Мы прошли через огонь и воду, остались медные трубы. И если вы думаете, что там собраны умудренные жизнью дядьки, то это не так. Это команда неудачников.
Я не буду говорить про династические команды, где уверенность игроков передаётся плавно, без разрывов в развитии. Новый игрок приходит в команду-победительницу и встраивается в её структуру и дух. Это для нас пока вообще не актуально. Мы пробовали создать коллектив из сплава молодёжи и опыта, но у нас не получалось заиграть даже у олимпийских чемпионов. Потому что футбол — это командный вид спорта, и победы приходят к командам. Был вариант последовательно вырастить её из нашей молодёжи. И собственной молодёжи прошло через команду очень много, но это всё «не то». У нас и сейчас много молодых даже в основе, но это не наши молодые. Наши в инстаграмме и в контакте, а на поле — те, кто пришёл со стороны. Так кто они?
На воротах у нас стоит вратарь, практически до 30 лет просидевший на лавках середняков. В защите у нас пробовавшие вкус первых сборных, но так там и не закрепившиеся легионеры, изгнанный из нашей школы по бесперспективности Дима и ищущий где то ли глубже, то ли лучше Ещенко. В центре поля играет Фер, который на фоне своих коллег по «Шахтёру» просто провалил все шансы оказаться в суперклубе. Рядом с ним наш капитан, который долго безуспешно тащил несущийся в тупик после поколения Лоськова «Локомотив». В атаке у нас выгнанный из «Аякса» Промес и провалившийся в «Милане» Адриано. И наш воспитанник, готовый идти куда угодно, лишь бы сыграть в Лиге Чемпионов, и так в ней толком и не сыгравший. Всё это великолепие возглавляет бывший помощник нынешней европейской тренерской звезды, которого просто не взяли в «Челси».
…иногда безразличие может быть лишь способом избежать гнетущей человека тоски и душевной боли, поэтому нельзя путать его ни с врожденной глупостью, ни с усталым равнодушием привыкшего к роскоши ребенка.
Вот именно эти люди пытаются прорваться сейчас сквозь любые обстоятельства под рёв аншлагов на стадионах даже там, где отродясь никаких аншлагов не было и где на них и не особо рассчитывали. Больше тридцати тысяч в Краснодаре, половина из которых были в красно-белом, и 35 тысяч на проходной матч с полуживым «Анжи» это испытание. И то, что главные соперники постоянно оступаются, тоже не прибавляет спокойствия, а наоборот требует результата здесь и сейчас. Всё вместе это создаёт атмосферу обречённости на успех. Но фокус в том, что они уже привыкли к ощущению обречённости. И привыкли брать зубами шансы, когда других вариантов взять их у них не остаётся.
Последний матч мы играли без капитана, разгонявшего центр, и нападающего, забивавшего в каждом матче в этом году. И этот матч не пошёл с самого начала у двух наших звёзд. Фернандо наделал за игру столько брака, что другого после такой игры надо было бы сажать на лавку, но только не его, потому что именно он мозги этой команды. И именно его игра — это отражение сумятицы, которая сейчас в голове у «Спартака». Промес играл так ужасно и так плохо взаимодействовал с партнёрами, как он не выглядел даже в своём дебюте. И практически без четырёх лидеров созидания нам надо было выигрывать. И тогда Зобнин стал Фернандо, а Комбаров — Глушаковым. А когда закопался в атаке проделавший огромнейший объём работы по всему полю Зе Луиш, Саша Самедов исполнил касание в лучшем стиле страйкера.
Когда я говорил про глубину состава, я не имел в виду просто количество игроков. Я говорил о такой возможности, когда универсальные футболисты подменяют друг друга не просто по позициям, а именно по ролям на поле. И в матче с «Анжи» всё это так и сложилось.
Я вовсе не считаю, что, становясь старше, мы делаемся мудрее. Но мы учимся более успешно лавировать в адском пекле. Умение лавировать — вот что нам здесь понадобиться более всего.
Но против нас играли такие же неудачники. Да на это ещё и накладывалось, что это в большей части наши собственные неудачники. Тут и юношеский чемпион Европы Прудников, и «русский Пуйоль» Брызгалов, и сорвавший овации Лужников своим дебютом Яковлев. И даже творивший в рамке чудеса Юрченко побывал в нашей школе, но тоже не пришёлся ко двору. Наложите на них дагестанскую молодёжь и поймёте, что за пекло было на поле. Всё решалось не в умении, а в желании. И желания было много с обеих сторон.
Можно скрупулезно перечислять наши ошибки и недоработки, можно обсуждать план на игру и крепость нашей схемы игры. Но это не нужно. Достаточно просто сравнить сейвы Юрченко и Реброва. Первый стал героем, у второго и отметить особо нечего. Значит сработало. Пусть скрипело и кренилось, пусть без изысков и эстетики. Но и атак было достаточно, чтобы при всех входящих проблемах их хватило дожать. И защита выстояла, не дав создать ничего путного для противника. Потому что научились лавировать не в рамках схемы «от сих до сих», а в направлении единой цели, ставя и решая задачи по ходу их выполнения. Всей командой решая.
Поиск решения сродни охоте — добившись результата, испытываешь жестокое, дикое удовольствие. Таков уж человек.
Гол Сэма это отдельная песня и отдельный привет всем противникам его возвращения. Он не был эпизодом в его игре. Саша проделал огромный объём созидательной работы, связывая нити, когда они рвались у Фернандо или нашей суперсвязки Промес-Зе Луиш. Когда он только засобирался домой, я очень боялся его возможной конфронтации с лидерами команды. Глядя на него в двух прошедших турах, я хочу высказать ему глубокое уважение за его игровую скромность, надёжность и упорство. Он действительно пришёл помочь всем, что сможет дать, безо всяких попыток потянуть на себя одеяло. И если в Краснодаре он только заработал штрафной, с которого мы открыли счёт, то теперь его вклад куда весомее — 2 полновесных очка.
Но этот великолепный гол и два очка далеко не всё, что он дал этой игре. Именно его участие в атаках давало им второе дыхание. Он не только завершил эпизод, но и несколько раз развернул атаку, когда она захлёбывалась в первом темпе. Это то самое давление, которое ещё не раз нам понадобится весной, когда надо будет дожимать обречённых соперников из подвала таблицы. А нам надо их дожимать, потому что всем нам нужна победа.
— Вы — человек очень твердый, не правда ли, офицер Старлинг? — Не кремень. — И вам ненавистна мысль, что вы такая же, как все. Это вас уязвляет. Еще бы! Нет, вы совсем не как все, офицер Старлинг. Вы только боитесь быть такой.
В заключение хочу сказать пару слов о нашем стиле, которого многим не хватает. В попытке выделиться вы прошли огромный путь, находя всё новые доказательства нашей исключительности. Но лучшим доказательством этих отличий будет не перепасовка пятками в решающих матчах, а статьи во всех СМИ, не только спортивных, рассказывающих о десятом российском и двадцать втором общем чемпионстве. Вот тогда найдётся достаточно аналитиков, которые будут долго и нудно на цифрах объяснять, почему «Спартак» это феномен. Почему он не такой как все.
Нет сейчас никаких других задач. Всё остальное мы будем обсуждать и желать, когда мы достигнем цели. Вот тогда мы сделаем ревизию состава, уберём лишние элементы, добавим необходимые, отпустим тех, кого будет уже не удержать. И сложим новый пазл, который, я уверен, опять не всем понравится. Потому что «Спартак» самая популярная команда, за нас болеет очень много народа, а значит среди этого большого количества очень много всегда чем-то недовольных, а потому очень крикливых людей. Как справедливо заметили, что там, где у нормальных людей белая полоса, у некоторых там — белая ленточка.
Молчание тоже может хранить насмешку
Сейчас не время издеваться над нашими врагами и соперниками. Нам остаётся терпеть, сжимать зубы и кулаки и вкладывать все наши души в единый порыв ради достижения единой цели. Оставьте им скандалы, споры и троллинг.
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.»
Ещё не пришло наше время, красно-белые. Но оно придёт, обязательно.
Черта с два, не удастся этим ослиным задницам увидеть мои слезы.