top of page

Состояние исступления


И тебе кажется, что всё получится. И ангелы тебе поют. Это просто какое-то состояние исступления. Но с реальностью это не имеет ничего общего

В начале большого пути есть момент, когда ты ловишь ритм и ход времени. Тогда появляется ощущение, что дело, которое ты начал, вдруг покатилось быстрее, чем ты помогаешь его двигать. А желание результата настолько велико, что все видимые ранее проблемы начинают казаться преодоленными и незначимыми. В этот момент эйфория создаёт ощущения всевластия.

Это ложное ощущение.

Процесс строительства команды при хорошей селекции по сути это вопрос взаимоотношений внутри коллектива. В АПЛ тренеры даже называются именно менеджерами. Тренер не должен учить играть в футбол и заниматься личностным ростом игроков, а лишь создать условия, когда отдельные профессионалы складываются в коллектив, использующий в результирующей их наилучшие качества и нивелирующий слабости. Этот коллектив должен состоять минимум из 11 игроков. Лучше, когда их хотя бы 15. Оптимально – 18, с учётом травм и дисквалификаций. Два состава это уже перебор, грозящий обидами и конфликтами.

В нашем случае есть довольно большой пул футболистов, считающих себя достойными основы и страдающих от недостатка игрового времени. Кубковый матч со СКА доказал, что в случае многих игроков, а особенно это касается нашей молодёжи, это необоснованное самомнение.

Год за годом наша молодёжь, попадая в подоснову, теряет стимулы к развитию и усилиями агентов ищет себе места в основе клубов попроще. При этом прежний опыт неограненных алмазов, мотающихся по клубам ФНЛ и ниже, никого ничему не учит. Лучший результат, пожалуй, у Олега Иванова, который к 30 годам вошёл в условный круг лидеров «Терека». Но такие вершины покоряются не всем, чаще это «Волга», «Уфа», «Томь» и прочие коллективы лифтового типа. Это вызывает большие вопросы к воспитательной работе Академии, которая, по моему твёрдому убеждению, помимо профессиональных навыков просто обязана давать и мировоззренческие основы юным игрокам. Без этих основ спорт высоких достижений недостижим, уж извините за тавтологию.

Но сейчас даже не об этом, меня сейчас не интересует клубная часть, а следовательно и работа с молодёжью. Я хочу продолжить тему про тренера. Предыдущим впечатлением был калейдоскоп детских эмоций, подаренных Каррерой устойчивой и зрелой игрой основы. И вдруг всё разваливается от лёгкой дрожи правящей длани. С командами ФНЛ лидеры Премьеры традиционно играют вторыми составами, особенно на Дальнем Востоке. И осечки случаются, это не столь уникальное событие. Проблема в том, что редко у тренеров элиты Кубок входит в лист обязательных задач. Но у Массимо входит. И формально он уже не выполнил задание на сезон.

Это не звонок, это колокол. С этой минуты он находится в подвешенном состоянии. Я не читал его контракт, но, думаю, что публично сформулированные задачи имеют какое-то отражение и в юридических документах. А это значит, что, решив посмотреть свой ближайший резерв в деле, он сразу провалил одну из задач на сезон. Добавляет ли это информации к размышлению или нервозности для дальнейшей работы, не знаю. Уверен, что проигрыш любого матча в чемпионате значил бы для итогового результата его работы куда меньше, чем вылет из кубка на этой стадии. И вводить в игру Зуева или Мелкадзе можно менее рискованными методами, нежели собрав их всех в одну кучу и кинув на злых и потных мужиков.

Есть ожидания болельщиков, и проигрыш в Хабаровске для большинства из них, безусловно, менее значим, чем матч в Чемпионате. Но есть задачи клуба, которые не согласуются с мнением болельщиков. А ещё есть набор ресурсов и компетенций. И тренер-менеджер должен абсолютно чётко разграничивать свои и чужие пожелания и возможности. В данном конкретном случае никак не подходит штамп «хорошо, что это случилось сейчас». Нет, понадеяться на ответственный подход к делу мальчишек это серьёзная ошибка менеджера, которая может слишком дорого ему и нам всем стоить.

Мне очень импонирует Каррера, его страсть, умения и игровая философия. Я хотел бы, чтобы он остался и продолжал работу со «Спартаком» как можно дольше. Но может получиться именно так, как случилось у Фила Джоану. Победа может стать пирровой. И, победив врагов, он сам станет жертвой всех своих совершенных на этом пути ошибок. Обиднее всего, если ошибки эти будут в юношеской инфантильности людей, на которых он сделал ставку.

В городе будет праздник, парад и море пива. Но уже без него.

bottom of page