top of page

Трасса 60


Граница — это нечто вроде предохранительного клапана цивилизации, чтобы мы совсем не сошли с ума. Когда появляются люди, неспособные жить, как все — безумцы, недовольные, экстремисты — они устремляются на границу.

Эта прекрасное количество очков — 60. Это та самая граница, за которую мы стремились с самого начала. И достигнуть её сегодня — это оставить себе на прекрасные майские дни одну забаву. Организацию праздника. Выбрать место и время, написать и воплотить сценарий. Герои этого праздника уже известны.

Я говорил про этих парней, что это группа неудачников. У каждого из них были большие надежды, а потом большие разочарования. Настолько большие, что иногда казалось, что уже всё закончилось. Оказалось, что все жизненные перепетии их вели к одному — они должны были собраться вместе. Здесь и сейчас. Вместе со своим вожаком, который стремительно восходил вместе со своим лидером, но в решающий момент оказался за бортом. И когда могло показаться, что он никогда больше не сможет встать в ряд победителей, ему выпал шанс. Коробка, чёрный ящик. И он повёз.

Я не знаю, в какой волшебный шар он заглядывал, принимая решения. Очень многое из его логики я понимал уже постфактум. Но он не врал и не притворялся. Он был самим собой и делал самими собой всех тех, кто оказывался с ним рядом. Сначала в него поверили игроки, потом руководство клуба, потом и сам владелец, который наконец-то перестал вообще появляться в спортивных новостных лентах, зато все клубные решения стали логичными и своевременными. И он тащил и тащил этот груз, эту странную запечатанную коробку.

Какая разница, что в коробке. Истории, которыми она обросла, теперь намного важнее.

Заканчивается очень странный сезон. Впервые мы становимся чемпионами, дважды крупно проиграв по ходу сезона. Я не знаю, каким был лучший результат нашей команды, ни разу не сыгравшей в розыгрыше на нулевую ничью. Я не помню, чтобы нам так стабильно везло в концовках. И я не знаю, сколько раз мы били один пенальти в сезоне. Забивали те, кто не должен был этого делать, а их голы неожиданно становились архиважными. Тот случай, когда удача действительно благоприятствовала отважным.

А ещё они молчали. То есть интервью было много, но везде повторялось одно и то же. «Следующий матч самый важный, нельзя расслабляться, главное — команда». Никто не клялся в вечной преданности, никто не взывал к теням прошлого. Говорят, что самое главное в игре — это терпение. Так вот этой благодетели у них всех было в достатке. Они терпели судейство, комментарии, огонь, воду и медные трубы. Только белозубые улыбки после каждого матча всей командой. Даже после проигранного матча они подходили к трибунам, а потом собирались вместе и улыбались нам, вселяя уверенность после любых поражений. И мы им поверили.

Я буду номером один. Тем, кого ты запомнишь до конца жизни. По ночам ты будешь думать обо мне, гадать: не он ли? Мой ответ — да. Я твой идеал, которого у тебя не было.

Они были лузерами и стали победителями. Сила человека не в том, что он не падает. Его сила проявляется в том, как он поднимается. Как отвага проявляется не в отсутствии страха, а в том, как человек преодолевает испытываемый им страх. Они встали. Я видел команду Бескова, поднимавшуюся из первой лиги. Я видел вечных победителей Романцева. И в этот ряд встала команда Карреры, которая преодолела проклятие самого длинного перерыва между чемпионствами. Каждый игрок, кто выходил на поле в этом сезоне, заслужил память и достойное место в пантеоне нашего музея. (В связи с этим есть одна просьба к Массимо — дать сыграть хотя бы одну игру Саше Селихову).

Я спокойно отношусь к той истерике, которая охватила моих друзей в первом тайме. Прокляли и выставили на замену практически всю команду. Правда, что плохо выглядели все наши лидеры — Фернандо, Глушаков и Промес. Неправда, что плохи были те, кого ругали привычно, безо всяких причин — Ребров, Попов и Ещенко. Мне показалось, что даже с учётом присутствия Зобнина, недоработал с задачами для него Каррера, потому что слева и находился главный источник наших проблем. Комбаров с флангом просто не справлялся, но не из-за себя. Из-за того, что там постоянно было большинство у врагов, играли против него в ногу, а свистеть Безбородов мог только на ничью. Мы и получили ничью к перерыву. Вот только выигрывать надо с холодной головой. А играя на золото, спокойными могут остаться единицы.

Во втором тайме истерили уже не в сети, а на поле. Плохо заканчивали все: Зобнин, Промес, Зе Луиш. Именно поэтому мы терпели до последних секунд. А тот же Ребров спасал, а Попов отдал ещё один голевой пас. Это команда, это не кто-то нас тащил. Джикия спасал дважды. Ребров тоже летал по рамке. Неважно уже, что делали лидеры. Эта команда выиграла.

А теперь всё закончилось. Ну то есть, да. Осталась математика, остались последние нервы и финишная ленточка… Но если ещё не всё решено, всё уже предрешено. В Питере это поняли чуть раньше, на Песках окончательно смирились сегодня.

Господа, опустите оружие. Всем остальным сесть! Судья, засуньте палец себе в нос.

Те из нас, кто ждёт извинений или признаний от обслуживающего персонала нашего футбола, конечно, их не дождутся. Они сейчас все «незаметно присоединяются». Тут будут и федеральные комментаторы, и галактического уровня судьи, и небожители-чиновники. Они будут нас поздравлять и славить. Не верьте, их ненависть никуда не делась. И Тина в красно-белом это тоже лажа. Я легче поверю в искренность знакомых старых коней, мусоров и бамжей, которые не без сарказма, но обязательно поздравят меня, чем в сервисные службы русского спорта. Их слова — это искренность продавцов-консультантов и официантов. Не забывайте этого. Но останется главное — первыми на их домашнем стадионе коней хлопнул «Спартак».

Так что не стоит делить нашу радость с щелкопёрами и «специалистами». Не стоит обращать внимание на их статьи и интервью, на их мнения и точки зрения. Не рефлексируйте, распространяйте свои и чужие фотографии, пишите любые глупости, стройте любые рожи в объектив. Возьмите с собой несколько человек из пишущих, но не делите нашу радость с теми, кто смеялся над нашей яростью после цирка в Питере. Пусть наша память об этом станет нашей местью этим продавшимся золотому тельцу и изменившим своей профессии ремесленникам. Мы оказались правы и сильнее. Мы вернули правду в русский футбол, поэтому можем позволить себе отказаться от тех, кто врал.

Подросток в городе легальных наркотиков и рейва. Вряд ли он в библиотеке.

Я знаю, где искать сегодня вечером моих друзей по террасе. Да, они не пойдут гулять в парки или в кино. Но они заслужили этот праздник. Выросло целое поколение, которое не видело чемпионства своими глазами. А история такой предмет, который начинает всерьёз восприниматься только тогда, когда ты вдруг начинаешь чувствовать, как он коснулся непосредственно тебя. Так что я прошу прощения у москвичей и гостей столицы за всех красно-белых, которые будут сегодня петь, пить и танцевать. Они заслужили эту радость.

Остальные заслужили то, что заслужили. Я выражаю глубокое уважение ко всем командам, что противостояли нам в этом сезоне. Нам было очень трудно против вас. Мы пока так и не смогли никого из вас обыграть крупно, хотя дважды крупно проиграли. Но вы не можете не признать, что мы никому из вас и не уступили по итогам сезона.

А что касается наших сегодняшних оппонентов… В каком-то девиационном тумане у них родился заряд, который, не скрою, есть и на нашей террасе. Он мне не нравится, но не мне определять репертуар сектора.

Но сегодня вот так. Единственное, что хотел бы подчеркнуть — «МЫСЛЕННО».

— Ты меня поимел! Мысленно, и это было ужасно! — А мне понравилось.

bottom of page