Мюнхгаузен
Темнела стылая вода в изгибах Яузы,
Я называла вас тогда - барон Мюнхгаузен.
Вы возвращались в 6 часов дня ли, утра ли.
И знала точно - врете все, но как вы врали...
После такой игры хочется разбить бутылку об стену, выйти на балкон и орать в ночь все свои обиды. А надо выпить чая и лечь спать. Первое сделать легче и приятнее, ведь там эмоции, а не за этим ли мы все приходим на футбол? Вот только для того, чтобы игра приносила эмоции, надо время от времени и голову включать. Иначе в какой-то момент она уйдёт настолько далеко от нашего понимания, что перестанет трогать. А это опять бегство с трибун до финального свистка. А потом и до стартового. Вы потеряете связь, вы потеряете "Спартак" в себе.
Я знаю, со мной было такое. Нет, с террасы я заранее уходил пару раз за всю свою историю боления, и лишь по уважительным причинам. Но вот ощущение пустоты, когда даже по телевизору смотреть на команду становилось невозможно, было. Только "Спартак" тут ни при чём, он был, есть и будет. Это только про нас с вами, и лишь во вторую очередь - про тех, кто его сегодня олицетворяет. И в этих "Нас" я включаю не только болельщиков, но и журналистов всех мастей. Успокойтесь, сейчас это самое важное.
Вчерашний герой новостных лент - фигура неоднозначная. Резкий и решительный, он сам часто живёт эмоциями. Он пришёл после трёх серебряных лет с тремя разными тренерами в качестве руководителя клуба, но уже чуть более, чем через полгода сам решил тренировать. Он пять лет так или иначе рулил всеми процессами в клубе, а в итоге удостоился от владельца звонкого эпитета "сбитый лётчик". При его руководстве мы дважды завоевали серебро, но оставил после себя он выжженную землю. Он пытался тренировать разные клубы, но не вышло ни на Майорке, ни в Армавире. И лишь сейчас он пытается стать тем, кем хотел - тренером. И в его словах, что ему всё равно с кем играть - со "Спартаком" или Сызранью, нет пренебрежения родным домом. Это наконец-то пришедшее понимание, что мелочей не бывает. И важен каждый шаг.
Я не знаю, насколько глубоко это понимание и не сорвёт ли Валеру снова, но его нынешний "Ростов" это вполне сбалансированный коллектив, понимающий свои возможности и пользующийся слабостями других больше, чем собственными достоинствами, коих у него совсем немного. Помните, я называл наших командой неудачников? Ну, так вот на Дону сейчас вообще все списанные собрались. И половина из них были отчислены из "Спартака". Кто-то давно, кто-то недавно. Правильно или нет, это совершенно другой вопрос. А правильный - как так получается раз за разом, что ненужные нам игроки оказываются сильнее в конкретный момент тех, кто остался в команде.
Мы не были вчера хуже, практически по всем показателям мы даже превзошли гостей. И удар Фернандо, единственный в створ, был куда опаснее всего созданногот противниками. Но его потащил Абаев, а в наши ворота мяч всё же залетел, хотя и после отскоков и в сопротивлении.
Посмотрите на диаграммы и цифры. Присутствуют и давление, и разнообразие, оба фланга, активная борьба (выигранная в основном). Достаточно даже тех самых стандартов, которым мы так радовались в начале сезона. Только вот всё это чуть небрежно, нехотя, без концентрации. И когда дело доходило до возможности опасного удара, то мяч летел мимо створа. Когда шла передача, то часто в эту зону кто-то на пару метров не добежал. А вот ростовчане добегали и домучивали каждый эпизод. После 8 тура по ИнСтату мы были предпоследней командой по скорости передач. Попробовав вчера делать их быстрее, мы вдруг выяснили, что за ними не успевают ни ноги, ни головы партнёров. Так что враньё, что у нас всё совсем плохо. И такое же враньё, что у нас всё хорошо.
Увяли розы в ноябре, Подмерзли саженцы,
А мы на пушечном ядре летали, кажется.
Весь в яблоках и на лету зажарен перепел.
Вы продавали мне мечту, а я поверила
В дворцы из воздуха и пены как кровь из вены... Измена.
Самое плохое в любой системе - признать наличие "частичных недостатков". Потому что тогда необходимо просто устранить их, и всё наладится. Когда Валера приходил в наш клуб, я был ещё совсем рядом с активным движем. "Убрать асета" тогда звучало из каждого утюга, но, говоря с клубом, мы вели разговор куда шире. Мы предлагали потихоньку менять систему, выстраивать клубную структуру, уходить от волюнтаризма руководителей к экспертным решениям. Но на волне оптимизма, обуявшего нас тогда от состоявшихся перемен, мы пропустили то, с какой лёгкостью Карпин на все наши предложения ответил "я думаю иначе" и получили пять лет такого самоуправства, от которого потом ещё несколько сезонов лечились.
Мы слишком верим в простые решения. "Убрать Валеру", "убрать Якина", "убрать Аленя", теперь уже и "убрать Карреру". Мы - дети, ждущие волшебника в голубом вертолёте. Но при этом в клубе такой бардак, что Эмери, доказывающий свою топовость после нас в "Севилье", "ПСЖ" и лондонском "Арсенале", вылетел из него как пробка из шампанского. Ведь это тоже было самое простое решение. И когда заходит разговор о том, что дело не только в тренерах, у нас тут же готово новое решение - "убрать Федуна". Мы готовы поменять владельца, обеспечивающего стабильное финансирование в течение 15 лет и построившего Академию со стадионом, на Прохорова, Авена или Тинькова. Нам даже всё равно на кого, лишь бы убрать. И крайне редко приходит мысль о том, что ресурсов обыграть "Тосно" с "Динамо" или "Ахмат" с "Ростовом" у нас достаточно. В том числе и благодаря тому же Федуну. Что характерно, часто помогают нас обыгрывать те самые ресурсы, которые для нас оказались излишни, но создавались внутри нашей системы тоже уже при Федуне.
Это очень сложный разговор, почему они все в итоге оказались не у нас и теперь при каждой встрече пытаются доказать и доказывают, что они не хуже, а иногда и лучше наших. Я сейчас про другое. В какой-то момент наши бывшие игроки тренировали половину команд Премьер-лиги, а легенды "Реала" тренируют собственную молодёжь. Тот же Терри, отказавшийся от переезда в Москву, по слухам, уходит в молодёжку "Челси". Из-за неразберихи в клубном хозяйстве мы потеряли Серёжу Паршивлюка и пару лет затыкали дыру куда более прямолинейным Ещенко, а теперь судорожно пытаемся за три дня воспитать готового игрока основы из 20-тилетнего Рассказова. Сколько лет мы хотели вернуть Олега Иванова из "Терека"? Почему нам забивает Швец, забракованный в нашей молодёжке? Сколько вообще таких примеров?
Когда вы ищете очередную измену, вы обязательно найдёте её. Вчера, помявшись, Ананко с Мостовым признали, что команде не хватает Глушакова. Говоря в прошлом сезоне, что кэп уже не тот, вы опять предложили очередное простое решение - убрать. И вместо 10 его голов, принесших нам золото, и 6 в прошлом - принесших нам волшебную осень, за которой вполне могла последовать золотая весна, мы получили дыру в центре поля. Вы всю весну указывали на то, что не тот у нас Промес, теперь мы потеряли и его 15 голов и смотрим, как остальные тыкаются в оборонительные построения соперников слепыми котятами. Может, надо разбираться, почему хорошие футболисты становятся "не теми" и что делается для постепенной и поступательной ротации? Роша год сидит на бенче без шансов, потом выходит и не тянет сходу уровень Промеса - опять не то. Так у нас и Сэм уже не тянет. И "тонкий Ханни, который поможет нам вскрывать автобусы" тоже никак не начнёт. Вот сейчас все ждут нового ангела-хранителя, Ерёменко. Человек два года даже профессионально не тренировался, не то что не играл, но почему-то мы надеемся, что он сходу решит все наши проблемы.
Пустым белеет простыня,
и в ней вся ночь белее дня,
как будто не в Москве а в Питере.
Не знаю спите ли храпите ли, меня на прочих променяв...
Ошиблась ангелом-хранителем.
Мне уже достаточно назадавали вопросов "что делать". Я не могу ответить. Слишком много есть аспектов, где я вижу сбой, но не имею о них никакой информации. В плохой форме игроков есть работа тренера по физподготовке, а в его работе - выбор конкретно этого кандидата на это место. Но он может быть хорошим, просто в нынешней системе его вес недостаточен, чтобы настаивать на своих решениях. Это один пример. Точно так же можно развернуть эпидемию травм или неготовность молодёжи к основе. Любая проблема обычно это череда ошибок разных людей, но как только мы пытаемся это вскрыть, сразу каждый начинает тыкать своими достижениями. Даже Трабукки, кто привёз нам уже кучу хлама, вспоминает пару игроков, которые на каком-то участке оказались нам полезны. Но как оценивать эти удачи, если сейчас и они тоже бесполезны. То же самое относится и ко всем тренерам, начиная с Главного, ко всем игрокам, начиная с Капитана, ко всем сотрудникам клуба, начиная с Председателя Совета Директоров.
Нет простого решения, не бывает. Невозможно просто сменить сейчас человека, чтобы всё сразу встало на свои места. Потому что никто не знает ни своего места в системе, ни своих обязанностей на этом месте. Потому что нет этой самой системы. А теперь и банды нет. Той самой банды, которая затащила чуть больше года назад нам два титула. Представляете, всего год прошёл, а мы у разбитого корыта. Да потому что это была просто минута, когда волшебным образом все убивались, каждый на своём участке. А теперь опять разбрелись в кружки по интересам. И никто их собрать заново не может.
"Неужели вам нужно убить человека, чтобы поверить, что он живой?" спрашивает героиня фильма "Тот самый Мюнхгаузен". И тут же приносит ему сухого пороха, чтобы бахнуло. Чтобы доказать всем бесстрашие своего любимого. Я называю таких тупыми и отважными. Отвага не в том, чтобы не испытывать страха. Отвага в том, чтобы преодолевать страх, правильно и обдуманно делая необходимое.
Так что прекращайте гнать тренера, игроков и владельца. Надо требовать не убирать кого-то из них, а их кропотливой работы. И расставаться надо, когда не справляются, а не потому что они кого-то предали и кому-то изменили. Только оценивать это надо по чётко сформулированным задачам, а не по общему ощущению
Даже сказочники могут стать специалистами. Кажется, тот же Карпин начинает это доказывать.
С московских башенок Кремля Земля как ядрышко,
И вы средь сборища кривляк, и пушки рядышком.
На ветер брошены слова и листья ворохом,
Как яду я подсыплю вам сырого пороха