top of page

Тень


Откуда я знаю тебя? Скажи мне и я буду рад.

Мы долго жили вместе или я где-то видел твой взгляд?

То ли в прошлой жизни на поляне в забытом лесу,

То ли это ты был за черным стеклом

Той машины, что стояла внизу.

Проблема Мамаева и Кокорина не в том, что они футболисты. Проблема их в том, что они не очень умные и не очень хорошие футболисты. Потому что иначе ничего бы и не было, они были бы в распоряжении национальной сборной. Но именно потому что они не очень умные, это всё равно бы случилось в другой раз, даже если бы они были лучшими на поле. Знаете, почему я в этом уверен? Потому что они не сделали ничего такого, что не случалось бы регулярно в нашей жизни. И наказание, когда и если оно последует, связано даже не только с их публичностью, а с сочетанием их персон и чиновника из второго эпизода. Дело тут не в том, что дать по роже условному чиновнику стулом - идефикс подавляющего большинства населения страны. Просто именно тут всё сошлось, а остальное - следствие. Не знали бы мы про историю с водителем диктора Первого канала (до сих пор надо очень длинно писать должность, чтобы вы поняли, о чём речь), а "известный блоггер" (в кавычках, потому что сам я не знаю, кто это такой) не вспомнил бы, что зажигать эта пара начала ещё в "Сапсане". И вот тут неважно, что РЖД не стали нагнетать, это вполне могло быть.

Попробую привести ещё один пример, чтоб моя мысль пробилась через моё же косноязычие. Есть такой режиссёр Серебренников. Он настоящий режиссёр, это не Сенцов. Он может нравиться или нет, но за свою карьеру он поставил огромное количество абсолютно нормальных пьес, включая Островского, Булгакова и Шекспира с Теннесси Уильямсом. В какой-то момент у него клинит мозги и он заявляет вот такое - "С любой властью нужно идти и разговаривать. Ты говоришь: «Власть, я знаю, что ты лживая, корыстная, но по закону ты должна помогать театру, искусству, так что будь добра — выполни свои обязательства». Ради театра мне не стыдно это делать". У меня нет ни одного намёка, откуда эта мысль и как он к ней пришёл, о каких законах тут идёт речь и, что самое главное, почему он решил, что снисходит к этому разговору. После этого он ещё три года будет упражняться в гомоэстетике, пока не сядет за абсолютно тупую и незатейливую финансовую схему. И ладно бы он дебилом-гуманитарием был, но у него, между прочим, красный диплом физфака.

За 10 лет до этого он снял потрясающе точный фильм, в котором вся чернуха - просто фон, причём по ходу сюжета становится понятно, почему именно такая действительность вокруг нас и складывается. И хотя там есть наши любимые слова про наших футболистов, главное там не про них, да даже не про поколение, а про всех нас. "Вы играетесь в жизнь, — а те к кому это серьёзно относится, с ума сходят, страдают!" Вот так и получается вся эта безысходность, которую он нам пытался внедрить за данность. Саша с Пашей притворяются футболистами, блатными, отцами и успешными людьми - и всё это в одном флаконе. А Кирюша пытается выдать себя за ум, честь и совесть эпохи, попутно запуская примитивную двухходовочку с бюджетным финансированием. И когда я смотрю на всех этих Кокориных, Мамаевых и Серебренниковых, я хочу вместе со следователем заорать "Вы откуда все прилетели?"

Напомни, где мы виделись - моя память уж не та, что была.

Ты здесь просто так или у нас есть дела?

Скажи мне, чем мы связаны, скажи мне хотя бы "Да" или "Нет".

Но сначала скажи, отчего так сложно стало

Выйти из тени на свет

Я не ору ничего такого. Или стараюсь не орать. Потому что сам инопланетянин, да и вокруг меня слошь такие же. Дай человеку власть и/или деньги - узнаешь, кто он такой. Проблема в том, что не хватит на всех власти и денег, так что узнать обо всех таким способом очень трудно. Я не очень люблю Вуди Аллена (в смысле его творчества), но его способ разобраться в окружающих мне кажется куда более действенным. "Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других".Тоже банальность, конечно, но восходит она к Древней Индии, вполне уважаемой цивилизации. Банальностями мысли ведь так и становятся, когда мы притворяемся, что поняли и согласились, а те, кто с ума от нашего притворства сходят, вновь и вновь пытаются донести их до нас.

Проблема дебоша компании Кокорина и Мамаева яйца выеденного не стоит. Группа обеспеченной молодёжи нарушила закон и должна понести наказание. Вопрос состоит лишь в квалификации преступления и определении наказания. Тогда откуда этот справедливый гнев общества, обрушившийся на эти две комические фигурки? Мы что, вчера узнали об их моральном облике? Не было до этого ни Монте-Карло с шампанским или стрельбы в Осетии? Говорят, у Мамаева в контракте есть статьи с 30-тимиллионым штрафом за дисциплинарные нарушения, а это ведь означает, что даже для его работодателя секретом не было, на что способен этот плохо воспитанный недоросль. Но даже деньги, эдакий универсальный критерий жизненного успеха для него, не способны оказались удержать его от самой главной страсти в жизни - желания притворяться.

Мне хочется, чтобы "Краснодар" активировал эту опцию, врать не буду. Но вовсе не потому, чтобы у кого-то отняли какие-то деньги. Просто мы тогда очень быстро поймём, что праздновали эти двое. Я сильно сомневаюсь, что Паша заработал эти 30 миллионов за карьеру даже брутто, но абсолютно уверен, что столько у него в любом случае нет, потому что образ жизни, который он ведёт, весьма затратен. А это означает, что ближайший друг, с которым он валяется в одной постели и моется в одной ванне, просто не сможет оставить его наедине с финансовыми проблемами после десяти лет пылкой дружбы. Или они притворялись? Вот это мне куда интереснее, чем посадят ли их, выгонят ли из профессии и вообще разорвут ли контракты. Не те фигуры и не те последствия, чтобы остальное вообще меня трогало.

Считай меня Иваном Непомнящим или назови подлецом,

Но зачем ты надел это платье и что у тебя с лицом?

И если ты мой ангел, зачем мы пьем эту смесь?

И откуда я знаю тебя, скажи мне, если ты еще здесь.

Поразило меня совсем другое. А именно - энтузиазм широких масс, пытающихся осуждать этих двух довольно комедийных персонажей. Это просто по ту сторону добра и зла. Как там у классика? "Нужно защищать добродетель против проповедников добродетели: это ее злейшие враги. Ибо они проповедуют добродетель как идеал для всех; они отнимают у добродетели прелесть чего-то редкого, неподражаемого, исключительного, незаурядного – ее аристократическое обаяние. Равным образом должно бороться с закоснелыми идеалистами, которые ревностно выстукивают все горшки и бывают очень довольны, когда при этом получают пустой звук; какая наивность – требовать великого и редкого и констатировать его отсутствие со злобой и презрением к людям!" Извините за такую длинную цитату, но я ещё бы добавил, что сегодня, при практически отсутствующей приватности, размазанной тонким слоем по соцсетям, достучаться можно до любого горшка.

Вы вообще с чего взяли, что эти двое должны обладать теми качествами, которые вы им приписали? Многие ли вокруг вас в состоянии переносить любые дозы алкоголя и свое праздничное настроение бесконфликтно и в "строго отведённых для этого местах"? Мем "Тагииил!" родился не на пустом месте, просто в турецких олинклюзивах он выглядит понятнее и потому смешнее, чем загулы в Куршавелях. Более того, это вообще не национальная черта, не надо нам приписывать лишнего. Достаточно посмотреть инстаграммы золотой молодёжи Китая и Ирана, чтобы понять, что это и не только западная болезнь, хотя пришла она именно с достатком, а значит именно из Европы и штатов.

Всё это про потерю смыслов. Очевидно, что именно целеполагание задаёт внутреннюю дисциплину. И если эта цель для мальчика из Валуек или Подольска - просто "прорваться", то они её достигли. Потому что прорваться - это купить себе Мерс, завести тёлочку-андроида с переделанными телом и лицом и зажечь в Монте-Карло. Так устроено не образование и школа, так устроена сейчас вся жизнь. Сашу с Пашей ведь не интересовал их собственный предел в спорте, они и не думали побороться за Лигу Чемпионов или Кубок Мира, а потому их и не интересовал условный "Реал". Успех был связан с контрактом и цифрами в нём. И если цель достигнута в провинциальном клубе, то всё остальное - бессмысленно. Может, они, будучи подростками, мечтали отрываться почаще в Турции и Египте, а тут на них свалились Мальдивы с Кот Д'Азур. Они хотели слетать первым классом - им достались чартеры бизнес-джетов. Они хотели первого секса, а к ним выстроились колонны таких же голодных девчонок из глубинки. Не власть с деньгами убивают в нас человека, а желание власти и денег. Потому что когда мы этого добиваемся, нам нечего становится желать. А ничего другого мы уже не умеем.

Я помню дни, когда каждый из нас мог быть первым,

И мне казалось, наши цепи сами рвались напополам.

Я пришел сюда выпить вина и дать отдых нервам.

Я забыл на секунду, что, чтобы здесь был свет,

Ток должен идти по нам.

Случившееся - абсолютно частная история двух не очень умных парней и их семей. Одна обычная вечеринка запустила механизм, который вполне может и скорее всего так и сломает им жизнь. Я знаю много таких не из футбола. Если вся твоя жизнь - это полученные деньги и связанные с ними удовольствия, то подумай о тех, кто тебе их даёт. Ты наслаждаешься тачками и тёлками, а над тобой стоит тот, кто точно так же играется с тобой. И все слова о том, что ты сделал себя сам, оказываются на поверку тленом, когда тот, кто давал, перестанет давать. А если ещё и заберёт, то легко превратит твою жизнь в ад. И абсолютно неважно, кто это будет: хозяин твоей футбольной команды, коррумпированный чиновник, с которым ты немного пилишь, или случайный прохожий, оказавшийся "неправильным" человеком, способным сломать твою судьбу.

Когда мы смотрим Малахова и наслаждаемся минутами ненависти, вспомните простые слова "многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят". Они ведь даже уже не скрываются. Посмотрите на их лица, и все слова о справедливости и искушении сами собой превратятся ещё в одну ложь. Потому что уж здесь точно можно сказать, что они притворяются. Вы топчетесь над павшими своими мемами, они - обличительными речами, но разница между вами минимальна. Это всё - правила одной и той же игры. И все мы в неё играем. Но когда вы добьётесь своих собственных "цифирек", ваша роль вполне может измениться. И обличать будут уже вас.

Мы ведь сами так же плохо ставим свои собственные цели. Потому что если у нас есть цель, то падение рядом не станет для нас темой дня. Либо вы пройдёте мимо, занятые собственными мыслями, либо, что намного реже, просто поможете подняться. Пинать из забавы или навязанных представлений о понятиях вы точно не будете. Призывы к вечным ценностям не приведут к изменению людей ни мечом, ни проповедью. Во всяком случае, не приводили, опытов было достаточно. Единственный путь добавить этой самой добродетели в нашу жизнь - попытаться самому хотя бы в малом ей соответствовать.

Эй! Почему здесь так холодно, или это норма в подобных местах?

Зачем ты целуешь меня? И чего ждут солдаты в кустах? Если тебе платят за это, скажи, я, наверное, пойму. Но если ты пришел сюда дать мне волю,

Спасибо, уже ни к чему.

Рядом с нами постоянно происходит то же самое. Где-то чаще, где-то реже. И практически никогда не попадает на экраны наших телевизоров. Но может случиться с каждым из нас. Нам невозможно застраховаться от того, чтобы нам не прилетело стулом, но можно хотя бы самим не брать его в руки. Это не так сложно, куда сложнее не превращать свою ежедневность в инстраграмм Кокорина, только попроще. Со всеми этими пьянками, геометками и хэштегами. Потому что всё это тоже чья-то мечта - вот так играть с людьми. И ваша мысль "да что за бред, кому я нужен" тоже верна. Ваша личность этим игрокам, действительно, до фонаря. Вы в этой игре - просто цифра в бигдате. Вместе со своими мечтами.

Свобода от всего этого начинается не где-то далеко, а внутри нас. Оправдание собственных слабостей нельзя искать в том, что у кого-то их больше. Осуждая других, мы забываем смотреть на себя. Требуя добродетели от своих кумиров, мы молимся деревянным идолам. И это уже относится не только к Кокорину с Мамаевым, а вообще к тому миру, который мы сами сложили в своей голове вокруг своей собственной фигуры, придавая себе те качества, которыми не обладаем.

История с двумя футболистами перекрыла все инфоповоды, связанные с нашей сборной. А ведь там точно такие же пацаны, похоже, начинают просыпаться и вспоминать, что они хотели когда-то давно. Если мы уж вспоминали Ницше, то и тут вполне подойдёт его "Стать зрелым мужем – это значит снова обрести ту серьезность, которою обладал в детстве, во время игр". Вот сборная даёт надежду, что кто-то из игроков становится зрелым, а вся эта показательная история доказывает нам только то, что добродетель редка. А ещё доказывает, что перейти на правильную сторону силы возможно и сегодня. Надо просто чётко сформулировать, что важно. Себе. И для себя.

Вокруг меня темнота, она делает, что я прошу

Я так долго был виновным, что даже не знаю, зачем я дышу

И каждый раз - это последний раз, и каждый раз я знаю - приплыл

Но глядя на тебя я вспоминаю сейчас то, что даже не знал, что забыл

Во всех этих эскападах "золотой молодёжи" мы видим прежде всего себя, свои несбывшиеся желания. Мы строим свой мир вокруг себя из того, что под рукой, а нам подсовывают пластмассовые детальки. Стоит ли удивляться, что и мир вокруг получается пластмассовым? Он яркий, но ненастоящий. В нём плохо получаются герои, зато замечательно выходят клоуны. И от этого всего мы становимся злыми и язвительными.

Только вся эта злость тоже вполне поддаётся планированию. И даже в эти моменты вы тоже часть чьей-то большой игры. И если кукловодов Кокорина и Мамаева мы знаем в лицо, то тех, кто заказал себе этих кукловодов, представляем себе смутно, вплоть до рептилоидов.

Всё проще, нам и не надо пытаться разобраться во всей этой матрёшке.

Достаточно разобраться с собой. И перестать притворяться.

Мое сердце не здесь, снимайте паруса с кораблей

Мы долго плыли в декорациях моря, но вот они - фанера и клей.

А где-то ключ повернулся в замке, где-то открылась дверь.

Теперь я вспомнил, откуда я знаю тебя,

И мы в расчете теперь

bottom of page