top of page

Иероглиф


Мое имя - стершийся Иероглиф, Мои одежды залатаны ветром, Что несу я в зажатых ладонях. Меня не спросят,и я не отвечу.

Одна игра никогда нам не скажет, что это было и что будет дальше. Поэтому дебют не даёт пищи для размышлений о будущем, но на реплику Олег Георгиевич точно уже натренировал. Даже если у него ничего не получится, даже если вся эта задумка не взлетит, он пока ничем не заслужил негатива и неприятия. Никого не подсиживал, никак не интриговал, никаких условий не ставил. У меня нет ни одной причины не верить ему, а значит просто мечтал. И мечта сбылась. Пока только у него.

Я помню первые годы после ухода Романцева. Во-первых, это казалось минутной глупостью. Во-вторых, никто даже не предполагал, что ожидание следующего титула затянется так надолго. В-третьих, ни у кого даже не возникало мысли, что мы отступимся от стиля Бескова, переосмысленного потом ОИРом. И первый тренер, вернувший нас после этого в Лигу Чемпионов, был безжалостно растоптан за стиль. А потом у нас было так много рулевых, что в итоге мы дошли до нервного смеха, когда нам напоминают про стеночки и кружева.

Мы выиграли титул спустя почти 15 лет. И в той игре не было ничего из старого и уже стёршегося стиля Бескова и Романцева. Наш тренер не то что не знал их, но и не мог и не должен был. Каррера поставил очень прагматичный футбол, мы пару лет держали первенство по скорости атак, по количеству передач до удара и другим параметрам абсолютно противоположной идеи. Нет, без стеночек и пяточек, конечно, не обходилось, но упор был не на них. Это был абсолютно современное прочтение скоростного футбола.

Я начал болеть на футболе Бескова. Мне очень нравилась работа Романцева с его модернизацией. Но я никогда не был фанатиком, а в конце работы ОИРа я увидел некий идеологический тупик. Когда я сейчас смотрю старые кадры, я понимаю, что у тех команд сегодня даже "Енисей" отбирал бы мяч после третьего-четвёртого касания. Но я вижу другие чемпионаты, и до сих пор в Европе у самых успешных грандов есть черты той игры. Она уже совсем другая, но в мелочах, а вот суть проступает та же самая.

Мы загнали себя в этом сезоне в такой тупик, что сейчас каждый матч уже не про стиль, а тупо про три очка. Нам заново надо строить просто коллектив, где уж тут добиться взаимопонимания на поле "не глядя". И когда новый тренер с первых шагов начинает мне рассказывать сказку про старые лекала, легче всего психануть. Да вот только делать это абсолютно не обязательно. Почему бы, выбирая дорогу, не вспомнить, откуда мы пришли и чего мы хотели тогда? Не для того, чтобы вернуться, а чтобы за облупившейся краской того самого иероглифа вспомнить, куда мы вообще шли.

И как перед битвой, решительной битвой, Стою у каждого перекрестка. Hа море асфальта я вижу свой берег, Свою голубую россыпь.

Нет, говорить о том, что сегодня я увидел "проблески" или подобную дребедень я не буду. Ничего за две недели сделать никто бы не смог. Максимум - парни начали двигаться между линиями и открываться, а половину передач пытались сделать первым касанием. Но ещё очень далеко до движения в зонах, точности в такт и уверенности в завершении. Это может получиться, а может и нет. Может, не у этих игроков, может, и не у этого тренера. Но все эти разговоры точно навеяли ностальгию и сравнения, а ещё - поиск фамильных черт той игры. И я её захотел.

Никакая романтика не заставит меня закрывать глаза на несбалансированность команды при переходе в оборону. У меня нет никакой форы для Кононова в смысле времени или итогового результата. Никакая надежда на гипотетическую спартаковскую игру не даёт ему никакой индульгенции в смысле результата. И ни на какого игрока я не буду списывать его ответственность за его собственную работу, потому что выбор состава и схемы - это его право и его ответственность.

Кажется, я ни разу не предъявил претензии Каррере за то, что его "Спартак" играл в другой футбол. Мне было всё равно, потому что надо быть глупцом, чтобы от итальянца и адепта "Юве" что-то подобное требовать. Но если к нам приходит специалист, который ставит именно такую планку сам себе, я не могу его не поддержать. И когда его после третьего гола обнимала вся команда, мне показалось, что и им понравилось.

Именно с этой точки зрения эта победа тоже очень важна. Можно показывать любые стершиеся плёнки и газеты, можно читать им мудрости наших патриархов или показывать им кубки, выигранные таким образом, но если они сами не почувствуют, что это работает, они не поверят в возможность этих перемен. А ведь были сегодня и стеночки, и забегания. Пока неуверенные и судорожные, но лиха беда начало.

Что там будет дальше, я не знаю. Я рад, что нет повода стебать Кононова за пиждаки или усы. Но вы же изобретательные, всё равно что-то обидное придумаете. Это неважно, если у него получится, то к нему ничего и не прилипнет. А если не выйдет, то и не пригодится.

Ветер перемен насквозь продувает остов нашего дома. Опять пора строить заново.

Мне этот проект нравится.

Hа все вопросы рассмеюсь я тихо, Hа все вопросы не будет ответа, Ведь имя мое - Иероглиф, Мои одежды залатаны ветром.

bottom of page