Brothers In Arms
Эти мглой покрытые горы — Сейчас мой дом. Но мой дом внизу. И будет там всегда.
У каждого из нас есть свои ассоциации, наверное, на любое слово или название. Я, когда слышу "Урал", вспоминаю тайгу, переходящую в тундру, самый дикий холод в моей жизни и горький мелкий ранет, который долго заменял мне нормальные фрукты. Я просто там служил. После этого за 30 лет бывал там много раз, но первая ассоциация всегда именно такая. Ничего ужасного со мной во время службы не происходило. Физические нагрузки выдерживал нормально, бытовые условия были приемлемы, большое количество караульной службы при скудном библиотечном обслуживании дало возможность прочитать то, что я вряд ли бы стал читать на гражданке. Но по итогу, когда меня спросили о главном впечатлении, я пожал плечами и сказал "потерянное время".
И дело было не в том, что я занимался чем-то, что мне претило или было неинтересно. Самое дурацкое во всём этом было то, что я ничему там не научился. Стрелять и бегать в том возрасте я умел и так, уставы и тактику успел выучить за один год военной кафедры до того, как оказался в расположении части, я даже теорию часто вёл вместо начхима, попав в химотделение батальона. Единственный опыт, который я получил тогда, это взаимодействие меньшинств. Землячества, сроки призыва, специализации рот, специфика охраняемых площадок - всё это создавало такую неопределенность в возможностях социализации, что приходилось прилагать усилия, чтобы все эти писаные и неписаные правила оставили меня в покое. Это не было сложной задачей, все эти ограничения создавали вполне ограниченные люди, поэтому обмануть всю эту систему получалось довольно просто. И дедовщина коснулась лишь краями, и Устав надо мной не висел, и в кухонном наряде даже по молодости умудрялся жареную картошку с мясом в офицерской столовой получать вместо законного полуметра хека. И не было это приспособленчеством - не стучал офицерам, не прислуживал дедам, достаточно было немного мозги включить.
Пригодился ли этот опыт в жизни? Как-то совсем мало. Ну да, в 90-е, когда в Москву хлынули дети аулов, я немного лучше их понимал, чем рафинированные москвичи. Когда вся страна болела схематозами, я старался попадать в них так, чтобы ни органам, ни параллельным структурам не было экономического смысла со мной связываться. Но в ежедневной жизни рядом со мной были умные люди, с которыми мы занимались интересными нам вещами. Тимуры со своими командами - что с кавычками, что без таковых - оставались где-то вне моего мира, можно было и через окошко с ними поговорить. Вот всю эту зарницу с понятиями я получил там, где меньше всего ожидал её найти. Среди болельщиков "Спартака".
Однажды вы вернетесь В свои долины и к своим фермам. И вы не будете больше обязаны Быть братьями по оружию.
Всё это началось не вчера. Нет, не стоит включать в летописи обмен сплетнями у табло или бытовые, а потом и не бытовые драки возле стадионов. Это вообще всё про другое, вот это действительно часть реальной жизни. Даже едкие баннеры про врагов, написанные балончиками на простынях, это про другое. Все эти мелочи оставляли главным команду и саму игру. Но вот когда на трибуне появились выспренные полотнища с гладиаторами, драконами, монахами и прочей лабудой из детских книжек, выполненные вполне промышленным способом, дом зашатался. Вот прям по классике, бери Преображенского и любая цитата будет по делу, особенно монолог про разруху. Мне вот эта часть больше всего нравится: "И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим делом, разруха исчезнет сама собой. Двум богам нельзя служить! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев!". Но вы можете выбрать и другие перлы.
Понимаете, для того, чтобы заниматься околофутболом, надо ходить в зал, развиваться физически, отрабатывать техники боя. Для того, чтобы разбираться в футболе, надо перечитать теорию, поработать практически, получить какие-то вменяемые результаты, которые можно было бы осмыслить критически. А для того, чтобы быть экспертом по спартаковскому духу и прочим моральным аспектам, не надо ничего, нет никакой специализированной семинарии для этого. Для веры в собственную исключительность многие знания, действительно, превращаются во многие печали. И если вы думаете, что я говорю сейчас опять только о болельщиках, то совсем нет. Клуб со всеми своими новомодными мотивирующими роликами превратился в тот же самый балаган. "Дано не каждому" не на трибуне придумали.
Тщеславие, вера в собственную исключительность очень заразительная штука. Достаточно один раз ей попасть в кровь, и лечиться ты будешь долго и мучительно. В нашей истории достаточно примеров высокого духа и исключительно моральных поступков, но следовать им в повседневной жизни самим нам очень тяжело. Куда легче выносить оценки на основании собственных критериев, ещё и слепленных, как в стихах Ахматовой, из подручного материала, подходящего под момент. Неудивительно, что в какой-то момент в этой единой церкви наступает раскол по поводу трактовки. Потому что это не имеет отношения к реальной вере, это дела человеческие. Помнится, в 90-е я получил совет от вполне себе авторитетного вора. "Не пытайся вести себя по понятиям. Они настолько запутаны, что идеально у тебя все равно не получится. Но самое главное в том, что с тобой никто себя так вести не будет. Ты сам вне понятий, и кинуть тебя - не в падлу". Это было назидательно, но важнее всего то, что это было сказано тем, кто мог себе позволить быть честным. Он был экспертом в этом вопросе. Я не мог не поверить. Потому что та же история была в армии. Если есть цель, то тебя всё равно достанут, а дедовщиной или Уставом - это уже человеческий выбор.
Сквозь эти уничтоженные поля Прошло крещение огнем. Я видел ваши страдания, Когда разгорелось сражение.
Попытка клуба попробовать говорить с фанатами на языке их понятий выглядит жалко и нелепо. Примерно так же, как пацанская попытка определять моральные критерии для других. Это очень похоже на танцы учителей на школьной дискотеке. Понять можно, но принять на трезвую голову - вряд ли. В поисках дешёвой популярности теряются остатки дистанции и уважения, а значит и окончательно размываются рамки дозволенного. И вот так становится непонятно, кто виноват в закрытых трибунах за воротами на домашней игре, потому что и пустота центральных сквозит презрением. Но мы же понимаем, что без школы никуда. Это дети живут сегодняшним днём, взрослые-то должны понимать последствия собственных поступков.
Гулкая пустая арена - это итог разброда и шатаний не столько в головах болельщиков, сколько отсутствие какой-то внятной концепции развития клуба. 15 лет строительства закончилось полным фиаско. Заряды и флаги в уголке стадиона были уместны на В5 "Лужников", когда всё начиналось, а теперь это выглядит жалко именно в силу своей малочисленности. И если вы мерили популярность посещаемостью, то этот KPI вы провалили начисто. Потому что где-то вас обошли те, кто мерили кликами. Рванув в виртуальное всемогущество, вы столкнулись там с вымышленными монстрами и пали, не успев сохраниться. От ваших шараханий тошнит уже не только тех, кто ведёт с вами войну в соцсетях, но и тех, кто всё это время ждал хоть какой-то осмысленной созидательности.
Хозяин клуба, вроде, писал какую-то научную работу про технологии работы с массами. Я не читал, но сейчас не про содержание этого труда. Давно известно, что, общаясь с толпой больше тысячи человек, говорить надо на языке, понятном десятилетнему ребёнку. Всё это так, только ты должен говорить на этом языке, а не пытаться самому стать недорослем. Это взрослые вещи должны доноситься максимально понятно и просто. И если вместо этого мы видим такие же "взвейся-развейся" и "победа или смерть", то это означает, что клубные боссы отобрали у ребёнка его игрушку и сами сели играть. В быту это бывает очень мило, но в профессиональных областях неминуемо ведёт к упадку. "Спартак" должен играть, а не играться в игрушки. Игра и геймерство это абсолютно разные понятия, как ни переводи и ни крути одно и то же слово.
И хотя нам было очень больно В страхе и тревоге, Вы не бросили меня, Мои братья по оружию.
Со стороны болельщиков всё выглядит не менее беспомощно. Это примерно как на первой минуте вывешивать маскулинный баннер "Вместе до конца!", а на 80-й - валить с террасы, потому что удобная электричка уходит. Пора бы уж определиться, вы сами гладиаторы или пассажиры и потребители. Жизнь вообще очень сложная штука, она никогда не протекает абсолютно по нашему желанию. Я понимаю всю сложность выбора между крестиком и трусами, но его необходимо сделать. И если вы можете кричать в сети, что "Спартак - это мы, а не команда", то тогда стоит потребовать технаря в матче с "Уралом", потому что вы не явились на игру. Будьте уж последовательны в своём безумии.
Вы требуете единства, а когда команда вам его демонстрирует, поднимая баннер с вашим собственным лозунгом, вы тут же обвиняете её в показухе и неискренности. Вы сетуете на турнирное положение, не желая замечать результатов прежнего тренерского штаба. Если вы искренне заряжаете "Мы - Спартак, а вы - гавно", то какое значение имеет текущее место в таблице, если мы не можем никого победить, а соревнуемся лишь в рейтинге и сортности? Как осетрина не бывает второй свежести, так и "два очка до зоны Лиги Чемпионов" по этой логике не являются достижением в таком окружении.
Игроки по одному начинают всё менее осторожно высказывать своё недоумение вашим поведением, а вы продолжаете составлять какие-то списки и выдвигать всё менее обоснованные требования, которые идут вразрез с правилами и традициями собственного клуба. Вам на это уже даже иностранец указывает. Но и он теперь вам не указ, вы сами лучше знаете. Зашквар становится единственным критерием оценки. Дальше что? АУЕ поднимем на знамёна?
Есть так много разных миров, Так много разных светил. А у нас только один мир, Но мы живем в разных мирах.
Вся вот эта нынешняя ситуация и с командой, и с клубом очень похожа на историю с #MeToo. Нелепая истерия, базирующаяся на каких-то обрывках и свидетельствах, но сопровождаемая шумными разоблачениями и осуждениями, основанными не на фактах, а на мотивах. И в роли обиженного меньшинства оказывается группа поддержки. Но европейский футбол не похож на американский, здесь суппортёры - суровые мужики, а не девчонки в юбочках с пипидастрами в руках. Это там можно устраивать шумиху про харрасмент безо всяких поводов, для мужчин доказательства - в результате. И частная переписка не является основанием для моральных выводов, потому она и называется частной. А вот её публикация - является. Вы вытягиваете всеми возможными способами подробности, а потом сами составляете свою виртуальную реальность из оговорок третьих лиц. Есть сомнение, что после подобных подлостей игроки вообще продолжат разговаривать и чем-то делиться с вами . И для обсуждения останется только официальная позиция клуба.
Всё это донкихотство выглядит очень странно. К безумной дуэли с ветряными мельницами добавляется предложение заткнуться, адресованное даме сердца. Команда сейчас в ужасном состоянии, с любой точки зрения. Необъяснимое обилие травм делает многие позиции уже даже не безальтернативными, а просто оголенными. Напряжённый игровой график не даёт возможности тренеру внести существенные изменения в игровые схемы (не путайте со стартовой расстановкой). Тяжелейшее турнирное положение не даёт шанса перевести дух и на любую игру выставить смешанный состав, выходят практически все здоровые. А рыцарь в сверкающих доспехах смотрит на свою Дульсинею и корит её тусклыми волосами, корявостью стана и недостаточным благочестием.
Мы этот заплыв через Урал репетируем с начала года. И Парфёнов там столько же фигурирует. И в каждом дубле мы тонули, а уж когда всё это воссоединилось, там вообще пошла полная синергия. Да, команда не вытащила задачу на эту игру, скорее именно Димон18 может быть довольным результативной ничьей на выезде. Но именно в этом двухсерийном ремейке у нас есть все шансы. Хорошо хоть ясно видно желание выгрести на берег.
Сейчас солнце ушло в ад. И восходит луна. Позволь мне попрощаться с тобой. Каждый человек должен умереть.
Наверное, за эту команду было бы легче болеть с Луаном, Каррерой и Терри. Но придётся болеть за тех, кто есть. Это без вариантов. Потому что ни один из вас, кто сейчас демонстративно оголяет трибуны и интересуется, как можно сдать абонемент, быть красно-белым не перестанет. Это с женой можно развестись, с клубом повенчаться можно только один раз. И плевать в этот колодец нельзя, всё равно оттуда придётся пить. И если нет сейчас другого ведра, то придётся отмывать поганое по вашим понятиям.
Всё заканчивается в этой жизни, закончится и этот период. И когда проходит время, я всегда больше всего жалею, что мне в чём-то не хватило терпения. Удача штука ненадёжная, умения или связи либо есть, либо нет. А вот когда понимаешь, что в какой-то момент ты сорвался на эмоции и упустил свой шанс, это самое обидное. Что я вижу в сегодняшнем "Спартаке", так это ту самую упёртость, которой они затащили полтора года назад титул. Не какими-то эфемерными моральными качествами, не высочайшим мастерством, которого у них и тогда не было, а именно упорством и пахотой.
У нас опять всё ещё есть шансы на что угодно. Они смогут взлететь к любым звёздам, если не навешивать на них вериги сомнительных грехов , а поддерживать даже после ошибок . Не старые, так молодые - их сейчас полно в составе.
Но надо быть полными дураками, чтобы воевать против своих. Мы же и проиграем.
Это написано в звездном свете И на каждой линии твоей ладони. Мы дураки, что воюем Против наших братьев по оружию.